Возникновение тревоги

Каждый педиатр, наблюдающий за ребенком из месяца в месяц, видит, как меняется отношение к нему малыша, даже независимо от тех маленьких неприятностей, которые доставляет ему врач: прививки, анализы и т. д. Такие же изменения в поведении ребенка замечают родители в отношении других посторонних людей. До 2-3 месяцев малыш улыбается каждому новому человеку, если он приветлив и говорит негромким, спокойным голосом. Но начиная с этого возраста, ребенок внимательно разглядывает каждого незнакомого человека, словно прежде чем улыбнуться, он хочет сначала узнать его или познакомиться.

В возрасте 5-6 месяцев ребенок уже не улыбается и не лопочет при виде каждого нового лица, он не позволяет приближаться к себе, может резко отвернуться, не идет на руки, не желает даже смотреть в сторону незнакомца и старается прижаться лицом к матери, чтобы спрятаться.

Если же тот отдаляется, ребенок поворачивается в его сторону и охотно начинает улыбаться и «болтать». Сотни раз мне приходилось наблюдать, как у детей в этом возрасте меняется поведение во время консультации в зависимости от того, нахожусь ли я рядом или сижу за столом.

Это соответствует описанной Спицем «тревоге восьмого месяца», которая, по моему мнению, чаще приходит раньше, а именно к шести или семи месяцам. Она, безусловно, сопровождает процессы, познавания и узнавания: ребенок очень хорошо знает своих близких, узнает незнакомых людей и защищается от них, укрываясь в объятиях матери, отца или близкого человека, которого он любит.

В настоящее время ведутся споры относительно того, действительно ли существует стадия тревоги; я полагаю, что она имеет место.

Винникотт писал: «О ребенке необходимо думать, как о незрелом существе, постоянно находящемся на грани тревоги, о которой мы не имеем ни малейшего представления. Оградить ребенка от этой непонятной тревоги может мать, которая на этой стадии ему жизненно необходима».

Эта общая тревога нормальна, она имеет психологические корни, а одним из признаков развития является более или менее эффективная борьба с ней, сопровождающая формирование всякой личности.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ: