Проблема причинности

Чтобы уяснить основные положения медико-биологической концепции Селье, необходимо, хотя бы кратко, остановиться на характеристике его философских взглядов, ибо предметом философии как науки, определяющей мировоззрение ученого, является исследование наиболее общих законов развития природы, общества и мышления, а также научного метода, являющегося инструментом познания и практической деятельности человека. На каких же философских позициях стоит Г. Селье Как он решает основной вопрос философии, дающий строго научный и неопровержимый критерий, позволяющий различать материалистическую философию от любой разновидности философского идеализма Основное философское кредо Г. Селье изложено им в широко распространенной за рубежом книге Стресс жизни (1956). Однако еще в 1953 г. в Третьем ежегодном отчете о стресс Г. Селье объявил себя сторонником телеологического принципа в медицине и биологии, высказал идеалистическую мысль о том, что чувство каузального присуще человеческому мозгу, и встал на точку зрения креационизма. А один из разделов книги Г. Селье Стресс жизни специально посвящен рассмотрению целевой причинности и обоснованию понятия о телеологических центрах в организме. Если материалистическая наука утверждает, что мир не устроен никаким творцом, никаким мировым разумом и не божественная премудрость, а необходимость определяет развитие природы и что все в ней имеет материальные причины, то Г. Селье признает бога, создателя, творца. Неотомисты утверждают, что бог не только сотворил мир, но и постоянно присутствует в нем, и что якобы ни одно явление в мире и в настоящее время не происходит без участия бога. В соответствии с этой концепцией Г. Селье утверждает, что мы ощущаем Создателя главным образом потому, что мы и наша среда кажутся сложными и во время своей короткой жизни человек не видит действительно сложной структуры, созданной случайно без целеустремленного влияния Создателе. Если одной из главных идей неотомистской философии является, как известно, идея гармонии веры и знания, т. е. религии и науки, то и Г. Селье говорит, что бог и религия не нуждаются в научном истолковании, а основываются лишь на вере.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ: