Практическая направленность медицины

Снижение заболеваемости, успешная практическая борьба с рядом тяжелейших соматических и инфекционных болезней являются критерием истинности общепринятых этиологических и патогенетических представлений. Если условие отличается от причины тем, что оно не меняет основной качественной характеристики следствия, хотя и может придавать ему различные оттенки, ускоряет или, наоборот, замедляет действие причины, то неправильным, с методологической точки зрения, является положение проф. П. Н. Веселкина, утверждающего, что для данной хронической инфекции (равно как и для ряда аутоинфекций и других длительно текущих процессов) мы вправе считать условия, ведущие к заболеванию, не просто условиями, но формой связи, имеющей для наступления болезни более глубокое, причинно-следственное значение. Следовательно, здесь речь идет о превращении для данной группы явлений тех неспецифических влияний внутренней и внешней среды, которые выступают как условия, в действительные причины возникновения болезни, что, с методологической точки зрения, является неправильным. Известно, что в медицине имеет большое распространение положение о том, что причиной какого-либо патологического явления может быть отсутствие какого-либо фактора (витамины, гормоны, метаболиты). Так как во всех реально осуществляющихся причинных связях, во всех действительно существующих цепях причинения имеет место перенос материи и движения от причины к следствию, то нельзя, как правильно пишет И. В. Кузнецов, по самому смыслу понятия причинности считать причиной чего-либо происходящего то, чего нет в действительности. А Наличие витаминов, гормонов и метаболитов в организме I является условием нормальной жизнедеятельности организма, а их отсутствие приводит в количественному и качественному изменению обмена веществ, представляющему одно из проявлений болезни. Поэтому неверно представление о том; что причиной авитаминозов является отсутствие витаминов. В данном случае причиной служит не то, чего нет, а тот материальный объект, активность которого — как бы пробуждается при отсутствии первого.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ: