Основное философское кредо

Если неотомисты проповедуют союз науки и религии на основе взаимного уважения и невмешательства и задачей науки, по их мнению, является лишь констатация фактов, объяснение же их принадлежит церкви, религии, то и Г. Селье, стараясь разграничить сферы влияния науки и религии пишет: Наука не может и не должна пытаться охватить цели подлинного создателя; но она может и должна постоянно исследовать телеологические мотивы в объектах создания. Только сделав это, наука может перейти от простого накопления непонятных фактов к тому, что мы называем пониманием. Вопрос причинности имеет особенно важное значение для определения философской линии того или другого направления. В реакционной буржуазной философии эпохи империализма отрицание объективной причинности является одним из краеугольных камней в борьбе против науки. Прагматисты и интуитивисты, махисты и неопозитивисты — все многочисленные школы буржуазной философии единодушно выступают против признания объективного характера причинной связи явлений. Представители неотомизма признают причинность в развитии природы, но рассматривают ее как осуществление божественной воли. Иначе говоря, они признают конечные причины или цели, якобы свидетельствующие о божественном предопределении. Г. Селье считает, что телеологическая мысль заключает в себе значительно больше, чем простая причинность. Она предполагает, по его мнению, целевую причинность (т. е. намерение достичь конца или цели). Г. Селье пишет: Я не могу не упомянуть об этой проблеме здесь. Все мои фактические наблюдения были сделаны путем экспериментов, основанных на предположении, что реакции стресса являются целевыми гомеостатическими реакциями. Мы должны понять, что в обоих здесь упомянутых примерах (воспаление на реакцию микробов или рак) имеются фактически два телеологических центра; их интересы прямо противоположны, но внутри каждого из них ясно видна целевая активность (для своего собственного благополучия). С одной стороны, это интересы больного, а с другой стороны, — интерес микроба или рака.

ВАШ КОММЕНТАРИЙ: