Марксистское понимание

Так апологеты капитализма пытаются поставить кибернетику на службу буржуазной философии и социологии и представить ее как науку всех наук, способную решить все естественнонаучные и социальные проблемы. Это стремление выдать кибернетику за новое философское мировоззрение никакого основания не имеет, ибо в отличие от философии кибернетика является специальной наукой — наукой только о законах управления и связи и, следовательно, не может играть роль философского мировоззрения. Таковым был и является только диалектический материализм. Я. Сегал, автор известной книги Диалектический метод в биологии (1958), в своей статье Критические замечания по поводу применения кибернетики в биологии пишет, что кибернетику надо рассматривать как техниче- Ский метод, а не как теорию познания. Кибернетика не имеет универсального значения как философская система. Г. Клаус также подчеркивает, что кибернетика носит общий характер постольку, поскольку она исследует определенные общие связи, а именно связи динамических систем со своими подсистемами. Говоря о широком использовании принципов и методов кибернетики в изучении широкого круга медико-биологических проблем, В. В. Парин и Р. М. Баевский справедливо замечают, что наряду с очевидной пользой, такого широкого применения кибернетики в медицине существует явная опасность переоценки ее возможностей. Кибернетика, являясь наукой об управлении, изучает, однако, лишь то общее, что свойственно всей совокупности процессов управления и не может заменить конкретных научных дисциплин, изучающих процессы управления в определенной области материальной действительности. Несмотря на все свое большое значение, кибернетика остается только методом, способом в деле изучения и решения задач управления. Поскольку в живых организмах функция управления в значительной мере лежит на нервной системе, то изучение ее деятельности в норме и патологии является в то же время и изучением процессов управления и их нарушений в живых организмах.