Развитие самосознания ребенка в первый год

В ходе ситуативно-личностного общения младенец реагирует на любое внимание взрослого положительно, а во втором полугодии ситуация меняется. Это происходит, потому что у ребенка зарождается начальная форма сознания, он начинает выделять самого себя.

Психологами было доказано, что младенец начинает выделять самого себя, благодаря общению со взрослым.

Авдеева Н.Н. провела исследование между воспитанниками детского дома и детьми из семьи, возрастом от 2 месяцев до года, наблюдая за их поведением перед зеркалом, создавая различные ситуации: меняли внешность (ребенку наносили пятно на лоб, надевали повязку), находились с близким взрослым и без, с игрушкой, находящейся позади ребенка и т.п.

Если у младенца направленность поведения была на самого себя (снимал повязку, стирал пятно со лба), то значит, он узнавал в зеркале самого себя.

Если у младенца направленность поведения была на зеркало, значит ребенок не соотносит себя с отражением, не узнаёт себя.

Результатами этого исследования были огромные различия в восприятии себя и своего отражения в зеркале между детьми из семей и детского дома.

Дети из семьи проявляли активный интерес к своему отражению, сопровождающийся положительными эмоциями, уже к концу 3-ого месяца. Позже они уверено узнавали себя в зеркале: дети охотно играли со своим отражением (строили гримасы), стирали пятно со лба и т.д.

С 6 месяцев ребенок, перебирая пальчиками, размахивая рукой, постукивая по зеркалу, одновременно наблюдает за отражением своей руки. Позже совершив движение, смотрит попеременно на отражение и руку, устанавливает контакт глазами, как бы связывая свои действия воедино. Этим действиям характерны паузы, прерывающие его действия: ребенок совершает действие, замирает, снова размахивает рукой и снова замирает, внимательно наблюдая глазами в зеркало, радуется «произведенному эффекту». Ребенок узнаёт себя и это приносит ему радостные эмоции.

Дети из детского дома испытывали тревогу, настороженность, испуг, отворачивались от зеркала, особенно когда находились без своих воспитателей. Движений направленных на зеркало было значительно больше, чем на себя: увидев в зеркале ребенка с пятном на лбу или повязкой, они тянулись к зеркалу, чтобы потрогать голову «отражения».

Выводы этого исследования свидетельствуют о том, что дефицит общения приводит к аморфности и неустойчивости образа себя.

У детей имеющие адекватный опыт общения с близкими взрослыми есть положительные самоощущения. Они ощущают себя уникальными, значимыми для окружающих, источником активности.

Об этом также упоминал в своей теории психического развития ребенка Эрик Эриксон.

Острое переживание ребенка как активного, действующего начала ярко выступает в поведении типа Я сам – кризис первого года