Календарь психического и физического развития ребенка по месяцам.
Первый месяц.
Первый месяц жизни младенца называется – периодом новорожденности, ребенок переживает кризис рождения.
Мир для ребенка резко меняется, он физиологически становится свободным, но психологическая связь с матерью остаётся прежней.
У младенца есть врождённые рефлексы, которые помогают ему выжить в новом для себя мире. К концу месяца между малышом и мамой формируется сигнальная связь, ребенок дарит первую улыбку!
Второй – Шестой Месяцы.
Второй месяц жизни младенца характеризуется его оживлением – «комплекс оживления».
Комплекс оживления является средством общения ребенка со взрослым – ситуативно-личностное общение, которое является ведущей деятельностью младенца. Благодаря ситуативно-личностному общению у ребенка начинается зарождаться сознание, он начинает выделять себя.
Активность ребенка проявляется в слуховом и зрительном сосредоточении на предметах и людях.
Ситуативно-личностное общение закладывает чувство уверенности и активности у малыша.
К 4-ому – 5-ому месяцам комплекс оживления достигает своего пика и распадается на отдельные формы поведения, появляются направленные, выраженные «акты хватания».
Шестой – Двенадцатый Месяцы.
Поведение малыша может резко изменится, его ведущая деятельность меняется на манипулятивную. В результате чего малыш открывает для себя мир предметов и их свойств, у него зарождается мышление.
Благодаря мышлению и самосознанию ребёнок начинает познавать свои способности, его манипулятивная деятельность выходит на более совершенный уровень, малыш познаёт своё тело и способности.
Отношение младенца к близким взрослым меняется, малыш хочет сотрудничать со взрослым, взрослый привлекает ребенка, своими возможностями действовать с предметами.
Отношение ребенка к незнакомым взрослым меняется, он испытывает скованность, смущение, боязнь.
Свобода перемещения делает малыша независимым, что часто выражается в капризах, так он протестует против управления собой – является кризисом первого года, переходный период к раннему возрасту, может продолжаться до 15 месяцев.
Ребенку становится важно отношение взрослого к его действиям, к его успехам или неудачам.
Наблюдая, как разговаривает взрослый, за его губами, используя зрительные и слуховые органы, ребенок пытается повторить, что является предпосылкой развития речи.