Кружева: назад в прошлое, вперед – к совершенству

На Руси кружевоплетение когда-то было обязательным для подрастающей невесты. Деревянные палочки-коклюшки нанизывали нити на булавки. С появлением французской булавки связывают появление мастерства в Европе. Это был 16-й век, именно тогда появились кружева венецианские и фламандские, волансьен и брюссельские – каждая местность претендует на родину кружевоплетения.

Когда-то в бельгийском Брабанте выращивали лен, а в сырых подвалах, чтобы кудель сохраняла влажность, девочки нежными пальчиками пряли льняную, эластичную, тонкую нить нежно-розового цвета.

В Европе кружево носили короли и монахи, офицеры и пираты, принцессы и крестьянки. В России народное творчество красотой своей неописуемой привлекло знать, кружевом украшались наряды монархов и простолюдинов. А появилось кружевоплетение благодаря Петру I, который выписал брабантских монахинь-мастериц для обучения девочек-сирот в Новодевичьем монастыре плетению кружев.

Мастерство распространилось и появилось вологодское кружево, елецкие орнаменты, михайловское мерное кружево из Рязанской губернии… Мастера в России, как и во всем мире хранили свои секреты и тайны, не открывая их даже под страхом смерти.

Начинается кружевоплетение с рисунка-сколка, выведенного карандашом на бумаге. Воспроизведенное из тончайших нитей, готовое изделие поражает фантазией и мастерством рукодельницы. Красота и очарование, изысканность и утонченность кружева вдохновляют и современных дизайнеров.

Дольче & Габбана выпустили в 2011-м коллекцию из белого кружева. Другие дома моды используют кружева различного цвета не только в одежде, но и в аксессуарах: сумках, обуви. Старое не забыто, это путь к новой красоте и совершенству.